Ирина Шлионская. "Банные духи"

Из далеких времен дошли до нас предания об обитающих в бане духах - банниках и банницах, далеко не всегда лояльно настроенных по отношению к человеку. Пожалуй, самое время вспомнить о них на Рождество и Святки, когда, по традиции, принято гадать и устанавливать контакты с потусторонними силами.

Банные «правила»

Если домашнего духа зовут домовым, то банный дух соответственно зовется банник. В старину верили, что тот может иногда показываться людям на гла­за. Выглядел он будто бы как крошеч­ный голый старичок с длинной, покрытой плесенью бородой. Зловред­ный дед мог ошпари­ть кипятком, жаром довести до обморока, расколоть валуны в печи и кидать в людей ос­колками... А порой за­таскивал сомлевших посетителей бани в горячее печное устье и там заживо сдирал с несчастных кожу!

Чтобы умилостивить «банного хозяина», было принято после мытья оставлять в бане пар, ставить в угол све­жий веник и лохань с чистой водой. В процессе мытья нельзя бы­ло чересчур поддавать жару и торопить друг друга. Ес­ли все-таки банник начал куролесить, следовало выбежать на улицу и обратиться за помощью к другим местным духам – например, овиннику или домовому. Те, как правило, относились к людям более лояльно и часто помогали.

Главным же условием было не хо­дить мыться в одиночку и, войдя в баню, обязательно спросить у «хозяина» позволения.

Тем, кто нарушал эти неписаные правила, могло серьезно не поздоровиться. Вот некоторые предания-страшилки…

Чертовщина в бане

Один парень пошел в баню в одиноч­ку, да еще в первый жар. Начал хлестать­ся веником, и вдруг слышит - собачонка где-то визжит. Визг раздавался то под полком, то в углу. Решил парень, что это внизу, под баней, начал даже земляной пол ковырять - никого... А тут грабли, сто­явшие у потолочины, сами собой на него падать стали. Только тогда он понял, что дело нечисто.

Еще история… Некий старик собрался мыться на ночь глядя, что, по древним поверьям, не допускается. Старуха ждала его, ждала, да так и не дождалась. Послала внука глянуть, как там дед. Мальчонка вбежал в баню и увидел старика ле­жащим головой в устье каменки. На лице его была содрана вся кожа…

…Две девушки отправились мыться. Одна из них, Катерина, истопила баньку очень жарко - пря­мо невмоготу. И тут слышат девицы сверху чей-то го­лос: «Топи печку жарчей, чтобы кожу обдирать ловчей». Катеринину подругу взял страх, она стала просить Катерину больше не топить, а то как бы не приключилось беды… Но та ее не послушалась, продолжала по­ленья подкладывать. Тогда подруга и вовсе отказалась идти мыться… Прошло немного времени – и услышала подруга из баньки крики, звон, а потом вдруг паром вышибло двери. Увидела она, что Катерину вынесло наружу. Девушка билась в судорогах, а с тела у нее сама собой слезала кожа…

Долго Катерина пролежала в беспамятстве, а придя наконец в себя, поведала о своих приключениях. Мол, стоило ей окатить лавку и полок кипятком и плеснуть, как водится, отваром мяты, как явилась перед ней ватага бесенят. Не успела она оглянуться, как бесенята схватили ее и стали об стены кидать и со смехом приговаривать: «Рас­топила печь жарчей, кожу будет драть ловчей!» Веник же, ею загодя приготовленный, принялся сам собой ее хлестать… Попыталась девушка спрятаться под полок – не удалось: нечистые за ноги тащат и подталкивают к печи, а оттуда жаром так и пышет… Один бесенок стал ей соски выкручивать, да так, что кожа чуть не лопнула… Тут Катерина сознание потеряла, очнулась уже снаружи бани - видать, нечистая сила все же сжалилась над ней, не стала в печь совать, а выбросила в двери…

После этого деревенские стали обходить «нехорошую» баню стороной. Никто с тех пор не отваживался туда зайти. На дверь наложили крест­ное знамение и заперли. Прошло довольно много времени, прежде чем кто-то решился туда все же наведаться. Внутри было тихо, только на полу виднелись глубокие борозды, похожие на следы от когтей…

Веник вместо младенца

В одном селе рассказывали такую быличку. Крестьянке Евдокии по­ра от бремени разрешаться выпала на са­мое Рождество. Первый раз рожала, боя­лась, вот и снарядили ее в баню вместе с повитухой.

Роды прошли быстро. Повиваль­ная бабка хватилась, что холодной воды принести не успели, и побежала с ков­шом на полынью, а роженица в бане од­на осталась. Лежит и слышит - под пол­ком кто-то зашебуршал. Боязно ей ста­ло, хотела вскочить - а ее будто прида­вил кто к лавке, ни рукой, ни ногой ше­вельнуть не может. Никого не видит, а чует - кто-то на нее лезет: мягкий, как по­душка, пальцы ледяные, скользкие ша­рят по телу, уже к горлу подбираются. Сердце холодом обдало... И тут все те­ло как обручами железными стянуло, а из груди молоко брызнуло. Откуда-то у Ев­докии силы взялись - застонала она, закричала, сбросила с себя этого ирода - и в предбанник. Как раз и повитуха вернулась. Поохала та над рассказом  Евдокии, и порешили они никому ниче­го не говорить - авось обойдется.

Как предписывал обычай, женщины провели в баньке три дня, на четвертый до­мой вернулись. Евдокию все удивляло, что младенец почти не плачет, лишь тихонько хнычет, будто шуршит.

Настала пора крестить мальчонку, позвали крестным дядю Григория, а он человек был знающий. Только взглянул на племянника - и видит: неладно с ним. Заставил Евдокию со старухой расска­зать правду.

Выслушал все Григорий и говорит:

- Подменили вам мальчонку. Веник вместо него сунули. Он сухой, вот и шур­шит. Давайте мне его, попробую у банных Ванюшу назад забрать.

Три раза ходил Григорий в баню и триж­ды возвращался весь в поту. Рассказы­вал, что не хотят банные хозяева отдавать младенца - то голубенка ему подсовыва­ют, то щенка, то поросенка молочного… Только на четвертый раз согласились отдать мальчика. Вернулся Григорий в избу с ним на руках и пал, как замертво. Насилу его отходили. А младенец молока насосался и уснул…

Сказка – ложь, да в ней намек…

Разумеется, фольклор есть фольклор. Но, скорее всего, нет дыма без огня. Возможно, банный жар способствует измененным состояниям сознания, а содранная кожа – всего лишь результат злоупотребления этим самым жаром…

А возможно, пространство бани обладает особой, замкнутой атмосферой, способной воздействовать на психическое и физическое состояние людей. Поэтому, отправляясь попариться в баньку, стоит на всякий случай вспомнить о народных поверьях!

Комментарии 0